Группа JCS, Казахстан
by on 21 апреля, 2013 in Статьи Статьи и плакаты
JCS — одна из популярнейших музыкальных групп Казахстана, чьи хиты у всех на устах более 10 лет.
Ая Башарова, «Tengri», № (5) 2008 г.

За это время в группе сменился состав, но сохранилось то, что и прежде отличало ее ото всех, — сказочно красивые песни, будто бы написанные просветленным Буддой. Все в них завораживает, радует и вдохновляет: и мелодичный ритм, и чистота стиля, и манящая глубина…Загадочное название группы расшифровывается как Jazz China Specification. Говорят что в переводе с языка Леннона это означает «джаз с китайской (читай — восточной) спецификой». Есть еще один вариант: «джаз с чайной спецификой», которая говорит о любви группы к чаю. Обе версии верны, утверждают сами музыканты. Лидер группы Казбек Спанов — мозг и сердце JCS, автор текстов и музыки всех песен группы — рассказал нам о том, откуда берет истоки его творчество.

 


 

Музыка– Однажды меня очень рассмешил один из почитателей группы, спросив: «Как ты пишешь песни? По-моему, у тебя есть раб». Спрашиваю: «С чего ты взял?» Он мне: «Знаю, мол, выдающегося композитора, у него есть «музыкальные рабы». В юности он писал гениальные вещи, а сейчас уже не может. Значит, у него были «рабы». Ты, видимо, тоже запер его где-то, прячешь ото всех, он тебе за хлеб и воду песни пишет». Я сам раб Ее Величества Музыки! Много лет нахожусь у нее на службе. Мне без нее ничего не нужно.

Причем пришел к ней довольно поздно, в 9-м классе, когда влюбился в ритмы гитары. Я архитектор по образованию, работал и на производстве, и в проектном институте, но бросил все ради музыки. Хотя все вокруг отговаривали, родители запрещали, близкие сомневались. Момент был трагичен. Музыкант ведь, как бабочка, если он известен, его на руках носят, а если нет, то он — вроде никто, обслуживающий персонал. Меня молодые часто спрашивают: стоит ли идти в музыканты? Я отвечаю: если вы такие вопросы задаете, то и пытаться не надо. Это «высокая болезнь», как говорил в свое время Пастернак. Если любишь ее, жить без нее не сможешь, ничего другого не сможешь делать.

Люблю музыку высокого класса, в джазе ли, в хип-хопе, в классике или этнике — все равно. В любом жанре есть прекрасное, а есть откровенный мусор, но это почва, где вырастают настоящие цветы.

Красота

– Красота — это чудо и сказка, это наше видение идеального мира. Это отступающий от нас горизонт, куда нас манит. В природе все с легкой кривизной. Но все мы стремимся походить на что-то более совершенное. Каждую из песен я пишу долго. Потому что у меня свои критерии, ценности, вкусы — все вместе создает определенное поле. Я лучше напишу одну хорошую песню, чем сто, но не очень. Ту, что нравится самому, за что не будет стыдно и через три года.

Новый альбом мы назвали «Сулулык» («красота», каз. яз.), к одноименной песне был снят клип с дивными видами Кольсайских озер. Будет чуть-чуть другое исполнение, другие стихи, но, как всегда, живой естественный звук. Стиль группы остался прежним, мы себе верны. Появились песни на казахском языке. Замечаю, что с годами требовательность к себе только возрастает: каждую песню переписываем по месяцу.

Антикризисная программа

– Кризис цикличен, мы это испытание уже проходили, группу создали в нелегкие 90-е годы, когда ничего еще не было. Наша антикризисная программа: заниматься музыкой еще больше, выступать чаще. Нет лучшей награды для артиста, чем видеть, как восхищенно светятся глаза слушателей после концерта. Нет ничего страшнее, когда люди уходят равнодушными. Это два полюса — счастье и ужас. Когда играешь без души, это чувствуют сразу.

Нынешний кризис отсеет все ненастоящее. Время, когда в музыку шли, чтобы заработать на обмане, уходит. Останутся только самые преданные музыке люди, те, кто умеет петь и играть вживую. Думаю, кризис остудит головы и руководителям телеканалов, не имевшим стратегии, видения будущего: в погоне за короткими деньгами они зачастую отказываются крутить хорошие клипы наших мэтров, способные украсить эфир, расширить их аудиторию. Увы, телевидение относится к артистам только как к рекламодателям. Но можно ли измерить деньгами радугу, розу, снег, родник, хорошее слово или улыбку? Музыка из этой же сферы. Может, это утопия, но я верю, что мы придем к тому, что красота не только этична и эстетична, но еще и выгодна. Сам прагматизм жизни подскажет, что в эфире нужно иметь качественный продукт, не однодневки, ведь все в итоге скажется на репутации и рейтинге канала. Примеров тому в мире не счесть. Прекрасные вещи имеют колоссальный коммерческий успех. Рано или поздно мы к этому придем.

Философия

– Читал в свое время философов, искал ответы на фундаментальные вопросы: кто я, зачем, почему, как? Ответов на них нет, но есть возможность чувствовать себя гармонично, изменив отношение к жизни. Люблю людей, которые об этом задумываются. Все это отражается в моем творчестве, может, это смахивает на морализаторство, но меня это волнует искренне, от души. Все остальное для меня второстепенно. Годы увлечения философией отсеяли три фразы, как три золотые крупинки. Люблю мысль Сократа о том, что «жизнь — это искусство подготовки к смерти». Еще мне нравится мудрое японское изречение: «Я родился, но…». В нем такая завораживающая красота, бездонная тишина и надежда. А Лао-Цзы говорил: «Совершенство похоже на изъян». Птица, конь, дерево и камень прекрасны и в то же время неидеальны, похожи на свою противоположность — уродство. Все в одном. Это жизнь, богатая полюсами. В нашей музыке есть эта естественность.

Литература

– Когда-то мечтал стать писателем, писал прозу, стихи. Даже стоял на перепутье: идти в музыку или в литературу? Соединились во мне эти стремления в тот момент, когда написал первую песню для группы. Мы, JCS-овцы, были поначалу джазменами, играли экспериментальный джаз, имитационную музыку, мантры Дальнего и Среднего Востока. Все это очень нравилось публике в джазовом кафе, где мы выступали. Однажды нас пришел послушать известный музыкант, но со второй композиции ушел со словами: «Да эту отсебятину и я могу сыграть, вот если бы вы хоть одну песню спели, понятную всем!». Меня страшно задели его слова. Но благодаря ему начал писать песни. Ведь это самый простой и понятный жанр: «Подмосковные вечера», «Темная ночь», бессмертные песни битлов. А когда понял, что задача огромна, меня охватила депрессия, думал, что я полное ничтожество в музыке, решил бросить все. Внутреннее противоречие, борьба и неверие «переплавились» в мою первую песню «Где цветешь ты, роза?».

Это понравилось людям! Одно дело — эксперименты в джазе, вроде лаборатории, где ученый занимается исследованиями, до которых миру нет дела. Если хочешь, чтобы твои идеи дошли до многих, надо сочинять песни. Время было смурное, апатия и пессимизм были у всех, мне хотелось перебороть это самому, помочь людям, вдохнуть в них силу, веру, надежду. Та роза была символом заветной мечты, о которой человек всегда думает в глубине души. Током жизни, от которого все пульсирует, ведь у каждого из нас подспудно есть вера в свою жизнь, в связь с чем-то большим.

Мечты

– Счастлив тот, кто утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью домой. Я желаю этого себе и всем, чтобы жизнь так складывалась, чтобы радостно было и дома, и на работе. Это идеал жизни, когда находишь удовлетворение в работе. А оно приходит, когда твое творчество приносит людям свет и радость. Если этого света нет, сколько денег ни заработай, внутри будет разъедать ржавчина, а когда человек идет домой, он несет это с собой. Мужчина в своей жизни играет много ролей: отца, мужа, сына, брата. Добиваться совершенства в этих ролях — долг каждого из нас. Это очень трудно, мы все далеки от совершенства. Но это заставляет двигаться дальше, работать над собой.

источник http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=1445

Chirchikago.com © Все права на опубликованные фотографии, видео и фото принадлежат их авторам или законным владельцам.